Фонд
Выдающиеся педагоги - юбиляры
Наши читатели-меценаты
Отзывы читателей о нашей библиотеке
Выставки
Книги-юбиляры 2013 года
Новинки периодики
Пресса о нас
ФГОС
История библиотеки
Библиотека будущего
Библиотеки мира
Контактная информация
 
Окружная педагогическая библиотека ЮЗОУО ДО
  +7 (499) 132-10-77



"Для сохранения культуры не так важно иметь
университет, но необходимо иметь библиотеку".
Д.С. Лихачев

Всем известно выражение «родился в рубашке» или в английском варианте «с серебряной ложкой во рту», которое употребляется, когда хотят передать своё восхищенное удивление перед постоянным везением какого-нибудь баловня судьбы. Думаю, что о нашей библиотеке можно смело так сказать, потому что создана она была в 1933 году по декрету Совнаркома, явно при чрезвычайно удачно расположившихся для неё звездах.

Иначе чем объяснить её долгую и смею заверить яркую жизнь сначала в качестве библиотеки Ленинского РОНО, затем Октябрьского РОНО, а после всех перестроек 80-90 годов и окружной педагогической библиотеки Юго-Западного управления образования. Ведь созданы были в 30-е годы подобные библиотеки во всех районах Москвы, и работали они долгие десятилетия вполне исправно. И открывались другие, когда отстраивались новые районы города, где тоже строились дома и школы, а, значит, бурлил образовательный процесс. И отработана была, и работала как часы система снабжения всех этих библиотек книгами самого разного направления, далеко не узко педагогической направленности.

Даже учреждение специальное было, которое называлось библиотечный коллектор. И самые дефицитные собрания сочинений, и произведения модных авторов, ну и конечно «обязательные идеологически» опусы - всё многообразие книгоиздательской продукции поставлялось в эти библиотеки для педагогов и работников народного образования. Обрабатывалось трудолюбивыми библиотекарями, расставлялось в строгом порядке, бережно хранилось и предъявлялось по первому требованию пришедшему читателю. Потому что строителям коммунизма было очевидно, что учитель обязательно должен быть в курсе последних книжных и журнальных новинок. И не только по своему предмету. А результатом такого отношения к знаниям государства были и новые города, и ракеты в космосе, и разведка месторождений (ныне активно выкачиваемых…), и уважение детей и родителей к учителям.

Но время шло, политическое устройство страны не устояло в вихре экономических проблем, страна СССР исчезла с карт, эхо этого крушения будет отдаваться ещё долго. Исчезли многие учреждения, которые играли заметную роль в прежней жизни, зачастую уже и не вспомнишь их назначения. Исчезли и педагогические библиотеки РОНО нашего города. Но не все.

Наша библиотека оказалась счастливым исключением! Везло ей на мудрых и перспективно мыслящих руководителей, которые решали её судьбу. Не только была ими сохранена, не исчезла подобно большинству подобных библиотек наша педагогическая библиотека как уникальный фонд книг и периодических изданий, но и приветствовалась инициатива укрепления её материальной базы и совершенствования форм деятельности.

Сохранив весь свой огромный фонд, накопленный за 80 лет, окружная педагогическая библиотека Юго-западного окружного управления образования уверенно вошла в двадцать первый век с его новыми возможностями и новыми реалиями.

Неотъемлемой частью инструментов, многопланово используемых в работе библиотеки, стали цифровые технологии (например, первыми из библиотек ЮЗОУО ДО бухгалтерские документы мы стали подавать в электронном виде). Ответы по запросам читателей подаются тоже не только по материалам бумажных изданий, но с обязательным привлечением интернет - ресурсов. У библиотеки есть свой сайт и дальнейшая работа с читателями планируется не только в привычном режиме, когда они приходят в библиотеку, но и иными, на наш взгляд весьма перспективными способами.

Тут необходимо отметить, что мы внимательнейшим образом изучаем и анализируем то многообразие форм библиотечной работы, зачастую не только непривычных, а просто при первом знакомстве приводящих в недоумение, которые начинают появляться и использоваться библиотеками и в нашей стране, и за рубежом.

Мы получаем, изучаем и предлагаем вниманию наших читателей 9 изданий, посвященных библиотекам. Это журналы: «Библиотека», «Библиотековедение», «Библиотечное дело», «Новая библиотека», «Школьная библиотека», «Библиотека в эпоху перемен», «Библиотека учителя», «Вестник библиотечной ассамблеи», «Современная библиотека».

Многое из находок наших коллег мы рекомендуем для работы школьных библиотекарей, и сами мы переняли некоторые формы работы для своей практики, безусловно, в адаптированном под наши цели и задачи виде. Но, честно говоря, больше думаем и изобретаем самостоятельно.

Мы никогда не упускаем из вида то, что миссией нашей библиотеки, как заложено было при её основании, является библиотечное сопровождение педагогической работы сотрудников образовательных учреждений. А как сверхзадача, способствование повышению качества образования и уровня культуры участников образовательного процесса. Поэтому развлекательная составляющая, столь успешно осуществленная в пилотном проекте «Библионочь» недавно прошедшем в ряде библиотек нашей страны, нами приветствуется, но не для нашей специальной библиотеки. Хотя мы стараемся уйти от выхолощенного академизма и узкой специализации, помня, что жизнь учителя в стенах школы состоит не только из внедрения педагогических технологий и отработки компетенций, но и в постоянном общении с коллегами, детьми, их родителями. А в любом общении важно быть не только психологически грамотным, но и интересным для собеседника человеком. Для чего необходимо иметь достаточный уровень эрудиции, разносторонние интересы и обширную базу разнообразных знаний и представлений. А нарабатывается подобный багаж не в последнюю очередь размышлением над книгой или журнальной статьей, беседами с библиотекарями, по-настоящему знающими и любящими свое дело. Что и предлагает использовать своим читателям наша библиотека.

Здесь хотелось бы сказать о тех способах, которые практикуются в нашей библиотеке для постоянного профессионального роста сотрудников. Мы уделяем много внимания этому вопросу и считаем, что учиться человек обязан в любой ситуации и в любом возрасте. Поэтому непререкаемых авторитетов быть не может и человек – это всегда и учитель, и ученик в одном лице. А посему нормой жизни нашего коллектива является внимательное отношение ко всему новому, что мы узнаем о процессах, происходящих в образовании и педагогике из прессы из телепередач, из документов госорганов и материалов конференций, которые мы посещаем реально или виртуально. И не в последнюю очередь от наших читателей. Поверьте, каждый читатель для нас не просто посетитель, который пришел, книгу взял или сдал, но собеседник, интересный уже потому, что трудится он в образовании, а потому его проблемы, трудности или радости для нас – богатый материал для совершенствования нашей собственной деятельности. Мы и материалы своих подборок переориентируем, и новые рубрики в картотеках откроем, и опыт этого учителя другим учителям передадим при случае, да и сами на какие-то вещи новым взглядом посмотрим и станем богаче и содержательнее, как личности. А, значит, станем интересней для других наших читателей. Так что главная компетенция библиотекаря нашей библиотеки – это умение разговорить человека, помочь ему объяснить нам, какая именно информация ему нужна, не говоря уж о том, чтобы незамедлительно предоставить широкий выбор из имеющихся материалов.

Это не простой вопрос: «Что мы вам можем предложить?» При сегодняшнем шквале информации и крайне убогих канцеляризмах в обозначении, например, темы для итоговой работы на курсах повышения квалификации или крайне «широко и заоблачно» сформулированных тем рефератов, зачастую приходится совместными усилиями библиотекаря и читателя расшифровывать тему и только после этого отбирать для работы актуальный материал.

А в процессе этой совместной деятельности и библиотекарь имеет возможность расширить интеллектуальные горизонты читателя, и читатель может обогатить библиотекаря новой информацией по своему направлению деятельности.

Радетелям виртуального общения и хотелось бы убедить всех в том, что «все можно прочитать в «цифре». Но опыт зарубежных коллег из стран, где этап информатизации уже давно закончен, свидетельствует о том, что люди уже не довольствуются сидением в одиночку у персонального компьютера, а как и прежде, имеют потребность в интеллектуальном общении в стенах библиотек. Человек нуждается в непосредственном общении и никакие социальные сети не реализуют в полной мере эту потребность.

«Вы привыкли читать с экрана компьютера, мобильного телефона, электронного «ридера»? Вы не ходите в книжные магазины и уж подавно в библиотеки? Вы надеетесь избавиться от книг? «Не надейтесь!» — говорят два европейских интеллектуала Жан Клод Карье и Умберто Эко, соавторы книги именно с таким названием «Не надейтесь избавиться от книг». «Книга — это как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь».

На сегодняшний день, Окружная педагогическая библиотека представляет собой совершенно уникальный тип библиотеки, удачно сочетающий черты специальной ведомственной, научной и массовой библиотеки.

Огромный разноплановый фонд, насчитывающий более 110 тысяч книг и свыше 180 тысяч журналов, способен удовлетворить запросы самых разных категорий читателей.

      Тем не менее, библиотека продолжает считать главным приоритетом своей работы именно педагогическую направленность. В фонде собраны богатейшие материалы для использования не только непосредственно учителями или воспитателями детских садов в их каждодневном труде, но и фундаментальные научные труды, позволяющие работать над публикациями, диссертациями и новыми типами обучающих программ.

Достойное внимание уделено материалам, связанным с работой по управлению современным образовательным процессом. Библиотека имеет внушительные собрания изданий предназначенных для директоров и их заместителей.

В наше время экономические и правовые аспекты стали играть очень важную роль в жизни образовательного учреждения. Поэтому наша библиотека систематически аккумулирует издания, связанные с этими направлениями.

Вдумчивые, ищущие педагоги-предметники, обращаются в нашу библиотеку и находят материалы для своих новаторских разработок в книгах с более, чем солидным возрастом. Так, нас удивил и порадовал появившийся в текущем учебном году активный спрос на педагогические издания 60-70 и даже 40-х годов. Оказывается, например, отдельные лабораторные работы по природоведению в 4 классах, описанные в старых сборниках, являются более серьёзными и глубокими, чем предлагают современные авторы пособий для работы с детьми в 5 и 6 классах! Новое – это хорошо забытое старое. По-другому и не прокомментируешь.

Нам представляется весьма актуальным и подход тех читателей, которые свои занятия делают интересными и эффективными, привлекая не только книги по своему предмету, но и по смежным предметам, а иногда и вообще из других областей знания и даже художественную литературу. В нашей библиотеке собран фонд ярких произведений детской литературы, эти книги – находка для по-настоящему увлеченного своей работой учителя.

Хотелось бы отметить, что наших читателей привлекает сама атмосфера библиотеки, забота о которой является постоянной ответственной задачей коллектива библиотеки.

Единство стиля в оформлении каталогов, картотек, постоянно обновляемых экспозиций, высокий интеллектуальный уровень предлагаемых материалов. Посетителю всегда есть что увидеть и над чем подумать.

         Добавим к этому профессионализм и неизменную доброжелательность сотрудников нашей библиотеки - вот, те слагаемые, которые позволяют нам услышать от читателей: «У вас такая интеллигентная библиотека!». Поверьте, услышать такое очень приятно. И мы продолжаем стараться на благо читателей, не жалея себя.

Конечно, мы активно используем компьютер с его возможностями, и умеем «рыскать» в интернете, добывая информацию, хотя, по нашим оценкам, бесплатное поле информации начало неуклонно сужаться. В дальнейшем, мы планируем сделать постоянной составляющей библиотечной работы общение с читателями в режиме удаленного доступа, мы хотим виртуально сами приходить с нашими материалами к читателям, понимая их занятость и привязанность к любимому компьютеру.

Тем не менее, приглашаем Вас однажды не пожалеть времени, приехать по адресу: Ленинский проспект,83а, зайти в педагогическую библиотеку, расположенную на первом этаже здания гимназии 1536, окунуться в неповторимую книжную атмосферу, ощутить себя частью педагогического сообщества, чьи великие представители смотрят на Вас с многочисленных портретов  нашей основной экспозиции.

И найти что-то необыкновенно важное для Вашей работы и для души, что можно найти только в хорошей книге. И стать нашим читателем навсегда!

.








| Версия для печати |
  © 2020 Окружная педагогическая библиотека ЮЗОУО ДО